Инклюзия для ребёнка-инвалида — о чем нужно помнить родителям

В последнее время модно говорить про инклюзию, смысл которой заключается в интеграции ребенка с различными нарушениями в нормальное общество с возможностью развиваться, учиться и работать в обычном коллективе (садик, школа, ВУЗ и т.д.).

#инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

Идея прекрасная, гуманная и учитывающая интересы ребенка-инвалида и его окружения. Благодаря ей многие дети смогли получить общее и высшее образование, найти свое дело в жизни.

Правда ее реализация порой не выдерживает никакой критики. Потому что в кучу смешивают абсолютно разных детей. С разными исходными данными здоровья, разными условиями жизни, средой развития и т.д.

В итоге интеграция как таковая отсутствует. Страдает #ребенок с нарушениями, не чувствуя себя «своим» в непривычной для него среде, страдают неподготовленные воспитатели, учителя и обычные дети, которым этот ребенок невольно мешает заниматься.

Вот родился #ребенок с особенностями, не позволяющими ему в обычных условиях расти и развиваться в соответствии с возрастом. Для него создают специальную среду, которая помогает ему преодолеть проблемы и «вытягивает» до необходимого уровня.

Хорошо, когда есть предпосылки для того, чтобы догнать сверстников и преодолеть возникающие трудности. А если нет? Следует честно признать, что в зависимости от тяжести конкретного заболевания включение такого ребенка в общий образовательный процесс может происходить по-разному.

В каких-то случаях это возможно без ущерба для всех, а в каких-то лучше выбрать иной путь. Все очень индивидуально.

Дети с физическими нарушениями, но имеющие сохранный интеллект

Во многих случаях бывает достаточно восполнить недостаток функционирования конкретного органа или систем органов другими органами чувств (компенсаторный механизм) или механическими, электронными устройствами. И вместе с этим научить ребенка-инвалида иным способам усвоения информации, чтобы его обучение проходило на общих основаниях.

Пример: #слабовидящие и #слепые дети информацию усваивают с помощью слуха и тактильных ощущений плюс им подбираются очки, параллельно решается вопрос коррекции зрения хирургическим путем, если это возможно.

Аналогично #слабослышащие и #глухие дети — они получают информацию зрительно. Слух, в зависимости от степени потери, может корректироваться слуховыми аппаратами различной мощности или хирургическим путем — установкой кохлеарного импланта или стволомозгового импланта.

Чем раньше начаты лечение и реабилитация, тем легче идет интеграция ребенка в общество.

Дети с физическими, психическими и интеллектуальными нарушениями

Гораздо сложнее тем детям, которые наряду с физическими, интеллектуальными нарушениями имеют и психические расстройства.

Последний пункт вызывает множество вопросов — такого ребенка иногда социализировать можно, но очень сложно и с рядом ограничений.

Здесь прилагаются огромные усилия и привлекается большой круг специалистов разного профиля с их непрерывной многолетней работой (тифло-сурдо-педагоги, дефектологи, сурдологи, психологи, неврологи, психиатры и т.д.). Для некоторых детей жизненно необходимо сопровождение на всю жизнь (опекун, тьютор и т.д.).

Отсюда понятно, что #реабилитация не всегда дает положительный 100% результат. Но, как говорится, лучше делать, чем не делать, тем более, что мозг ребенка очень пластичен и способен на гораздо большее, чем мы себе представляем.

Если ребенок не «тянет» уровень общеобразовательной школы, есть варианты обучения на дому или в школах с соответствующей адаптированной программой обучения.

Что важно понять маме такого ребенка? Любить его, какой он есть, трезво видеть его возможности и учитывать его запас сил.

Отталкиваясь от этих данных — выстраивать планку, достижимую для конкретного ребенка.

Преодолевает? Отлично! Ставим чуточку выше, но реальную. Не может? Немного откатываемся назад на уровень «я могу сам» и снова пробуем.

И постепенно, насколько это возможно, следовать зоне его ближайшего развития (ЗБР). Сравнивать его сегодняшние успехи со вчерашними, а не с другими детьми.

Не ставить заоблачные цели, которые их сын или дочь просто физически не потянут.

Именно эти пункты многие родители забывают. Перед глазами стоит нормальный соседский ребенок и сколько слез проливается, чтобы их родной с особенностями в развитии был похож на такого.

Если после интенсивной терапии и занятий со специалистами удается вывести ребенка на порядок выше, чем он был до этого — уже это огромное достижение. Ведь он проходит огромный рывок, сравнимый со спринтерским изнурительным забегом. И здесь родителям важно его в этом поддержать: «У тебя вот это получилось, я тобой горжусь!»

Данный подготовлен в рамках проекта «Мы хотим дружить», который реализуется Благотворительным фондом содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан «Дом надежды» за счет средств «Фонда президентских грантов»

Публикация Uncategorized.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *